Правило «3 к 1» широко применяется в условиях, когда нет возможности или времени провести детальный расчет топлива с учетом всех переменных.
Например, оно используется при:- Планировании рейсов в регионах с ограниченным количеством альтернативных аэропортов,
- Экстренных ситуациях, когда требуется быстрое принятие решения,
- Обучении пилотов и диспетчеров, чтобы дать им простую методику оценки запасов топлива,
- Рейсовых операциях чартерных и региональных авиакомпаний, где гибкость планирования топлива особенно важна.
Это правило не заменяет обязательные нормативы, но служит дополнительным инструментом для повышения безопасности и надежности полета.
Пример расчета по правилуДля наглядности рассмотрим пример применения правила «3 к 1». Допустим, пилот планирует рейс, время полета до пункта назначения составляет 2 часа. Согласно правилу, необходимо иметь запас топлива, позволяющий оставаться в воздухе ещё минимум 6 часов (2 часа × 3).
Если самолёт потребляет в среднем 2000 кг топлива в час, общий запас топлива будет рассчитан следующим образом:
Основной полет: 2 часа × 2000 кг = 4000 кг
Запас по правилу: 6 часов × 2000 кг = 12 000 кг
Итого: 16 000 кг топлива
Такой запас позволит пилоту не только долететь до пункта назначения, но и иметь достаточно топлива на случай задержек, изменений маршрута и полета к запасному аэродрому.