Пассажирские самолёты: всё решает компоновкаОдной и той же модели можно «нарастить» или «урезать» вместимость салона просто расстановкой кресел. Чем больше
эконом-класса, тем выше число мест; чем больше
бизнеса/премиума, тем просторнее и… тем меньше номинальная вместимость. Поэтому производители указывают
диапазоны: «типовая трёхклассная» и «максимальная сертифицированная» (все-эконом).
Классический пример —
Airbus A380: в типовой четырёхклассной схеме Airbus указывает
545 мест, а
максимум по сертификату — 853 в «чистой» эконом-компоновке. Это зафиксировано в официальном документе «A380 facts & figures».
AirbusНа практике рекордная двухклассная планировка у Emirates —
615 кресел.
Грузовые самолёты: тоннаж против объёмаВ карго-мире главный показатель —
полезная нагрузка (payload), то есть сколько тонн можно взять на борт
с учётом ограничений по прочности, центровке и дальности.
Но для перевозки
сверхгабаритных объектов часто оказывается важнее
объём и геометрия грузовой кабины (высота-ширина-длина, наличие носовой/хвостовой рампы, диаметр фюзеляжа, расположение пола и т. п.).
Так,
BelugaXL создан не ради рекорда тоннажа, а ради
огромного объёма и возможности перевозить
крылья и секции фюзеляжа самолётов Airbus; его расчётная
полезная нагрузка — около 51 т, зато влезают
две 30-метровые консоли крыла A350.