ШтурвалШтурвал является основным органом управления самолетом и напрямую связан с системой управления элеронами и рулем высоты. При движении штурвала вперед самолет опускает нос и начинает снижаться, при движении на себя — задирает нос и набирает высоту. Поворот штурвала влево или вправо вызывает крен самолета в соответствующую сторону за счет изменения положения элеронов на крыльях. На современных пассажирских самолетах штурвал часто заменяется боковой ручкой управления (сайдстик), но принцип действия остается тем же. Правильное обращение со штурвалом требует плавности и координации движений, чтобы избежать резких маневров, которые могут привести к перегрузкам или потере управления.
ПедалиПедали управляют рулем направления, расположенным на вертикальном оперении хвостовой части самолета. На земле они играют ключевую роль при рулении, позволяя направлять самолет по взлетно-посадочной полосе или рулежным дорожкам. В воздухе педали используются для координации разворотов, особенно при боковом ветре, а также для парирования скольжения.
Педали также необходимы для компенсации разворачивающего момента при отказе одного из двигателей на многодвигательных самолетах. Правая педаль поворачивает нос самолета вправо, левая — влево. Управление педалями требует координации с другими органами управления для выполнения правильных маневров.
Рычаги управления двигателями (Throttle)Эти рычаги контролируют мощность двигателей самолета, регулируя подачу топлива. При взлете рычаги устанавливаются в положение максимальной мощности для обеспечения необходимой тяги. В крейсерском полете мощность снижается до оптимального экономичного режима. При заходе на посадку рычаги управления двигателями часто устанавливаются в положение малого газа для снижения скорости. Современные рычаги управления двигателями могут иметь дополнительные функции, такие как автоматическое поддержание режима работы двигателей, реверс тяги при посадке и др. Точное управление тягой крайне важно для поддержания скорости, высоты и выполнения различных этапов полета.
АвиаприборыАвиаприборы предоставляют пилоту всю необходимую информацию о полете:
- Высотомер показывает высоту полета над уровнем моря или поверхностью земли
- Гироскопические приборы (авиагоризонт) отображают пространственное положение самолета относительно горизонта
- Указатель скорости показывает приборную и истинную воздушную скорость
- Вариометр информирует о скорости набора высоты или снижения
- Компас и курсоуказатели определяют направление полета
- Навигационные дисплеи отображают маршрут и воздушную обстановку
- Многофункциональные дисплеи дают информацию о работе систем самолета
На современных самолетах большинство этих приборов интегрированы в электронные системы отображения информации (EFIS) или "стеклянные кабины". Умение быстро считывать и интерпретировать показания приборов является важнейшим навыком пилота.
Остальные системыДополнительные системы управления самолетом включают:- Закрылки и предкрылки: изменяют конфигурацию крыла для увеличения подъемной силы на малых скоростях при взлете и посадке
- Спойлеры и интерцепторы: используются для гашения подъемной силы, увеличения сопротивления и помощи в торможении на посадке
- Автопилот: система автоматического управления, поддерживающая заданные параметры полета или выполняющая маневры по предварительно заданной программе
- Система радиосвязи: обеспечивает коммуникацию с диспетчерами управления воздушным движением и другими воздушными судами
- Шасси: выпускное и убирающееся шасси с системой амортизации для взлета и посадки
- Триммеры: устройства для балансировки самолета и снятия нагрузки с основных органов управления
- Системы аварийного предупреждения: информируют пилота о возможных опасностях, таких как сближение с землей или другими воздушными судами
Все эти системы взаимосвязаны и требуют понимания их функций и правильного применения для безопасного пилотирования самолета.