- Посадка самолета происходит против ветрового потока. Особенности этого процесса происходят в зависимости от трех ключевых факторов, при этом решение о возможности посадки принимает только КВС. Только он может решать, подходят ли климатические условия для безопасной посадки. У каждого пилота имеются собственные условия, на принятие решения влияют следующие факторы:
- техническое оснащение аэропорта и ВПП;
- приспособленность аэропорта для взлета и посадки при определенных условиях;
- огодные условия, сила и направление ветра.
Современные самолеты считаются максимально безопасными и предназначенными для надежных полетов. Но только от квалификации пилота зависит, будет ли взлет или посадка самолета действительно безопасными. То есть человеческий фактор все равно играет очень важную роль.
Посадка самолета обычно волнует пассажиров больше всего. Это происходит из-за того, что сам процесс сопровождается вибрациями и толчками, неприятными ощущениями при постепенной потере высоты. При касании полосы ощущается сильный толчок, который также доставляет пассажирам неудобство и может напугать. Но любая посадка самолета сопровождается такими явлениями, это вполне нормально.
Процедура сама по себе достаточно сложная, требующая от пилота мастерства и большого опыта. Несмотря на то, что современные воздушные суда отличаются сложным электронным оснащением, на безопасность все равно влияют именно действия пилота. Посадка самолета начинается еще в воздухе, на высоте в 25 метров от поверхности полосы для больших лайнеров и 9 метров – для самолетов небольших габаритов. До того момента, как борт начнет заход на посадку, вертикальная скорость снижения и подъемная скорость крыла снижаются. Это позволяет самолету начинать снижаться, обеспечивая необходимые условия.
Посадка самолета на полосу происходит не сразу. Первым наблюдается контакт основных стоек с поверхностью полосы, только после этого борт приземляется. Движение продолжается с полным касанием стоек и колес, скорость медленно снижается. Именно этот момент касания с первым контактом вызывает вибрацию и тряску, что может напугать пассажиров. Но на самом деле посадка самолета происходит в штатном режиме. Процесс полностью контролируется пилотом, именно он определяет, когда именно необходимо уменьшение скорости. Но тут также все зависит от внешних факторов – погоды, направления и скорости ветра.
Посадка самолета в соответствии с определением, может разделяться на следующие виды:
- мягкая, то есть проводимая в стандартных условиях;
- жесткая, то есть наблюдаются какие-либо трудности, в том числе, связанные с погодными условиями;
- вынужденная, осуществляемая при определенных условиях, связанных с неисправностью борта, погодными условиями или по другим причинам, в том числе, из-за болезни пассажира;
- аварийная, происходящая из-за технических неисправностей, негативного влияния погодных условий и по другим причинам.
Первый этап посадки начинается примерно в 15 м от торца полосы, последний – остановка после пробега борта по полосе. Во время подготовки проводится предпосадочное маневрирование, выпуска шасси, приведение закрылок в посадочный режим. Скорость захода воздушного судна при этом больше скорости сваливания примерно на 25%, но все зависит от конфигурации самолета и других факторов.
Воздушная часть посадки включает в себя следующие этапы:
- выравнивание со снижением вертикальной скорости по глиссаде;
- выдерживание с плавным снижением и увеличением угла атаки, достаточного для касания и пробега по полосе;
- парашютирование со снижением подъемной силы;
- приземление, то есть контакт с поверхностью полосы.
Первыми земли касаются основные стойки, для самолетов с хвостовыми стойками касание производится всеми тремя точками одновременно. Важно избежать такого явления, как козление или повторный отрыв, что обычно происходит при касании первыми стойками, которые расположены перед общим центром масс.
Ограничения на взлёт и посадку в зависимости от ветровой обстановки
Заход на посадку завершается касанием полосы, но при некоторых негативных условиях пилот может принять решение об уходе на второй круг. Обычно это наблюдается, если влияние ветра на полёты негативное.
Основными факторами, которые оказывают влияние на посадку, являются боковая и попутная скорость ветра. Посадка допускается только в тех случаях, если эти параметры не превышают допустимые. Во всех остальных ситуациях рекомендуется уход на второй круг. Допустимая скорость будет разной для самолетов различных типов и габаритов. Решение о возможности посадки или ухода принимает пилот.
Влияние ветра на полёты – одно из ключевых. Если скорость больше 20 метров в секунду, такой ветер считается опасным. Также опасными считаются резкие, сильные порывы, которые могут привести к аварийной ситуации.