Как происходит взлет и посадка самолета?

Сегодня практически каждый хотя бы раз летал на самолете. Но задумывались ли вы, как именно проходит взлет самолета, что для этого требуется и как именно проходит контроль этого процесса? Попробуем ответить на эти и многие другие вопросы, которые могут возникнуть у любого путешественника.

Как и кто принимает решение о взлёте самолёта?

Первым вопросом, который может возникнуть – кто принимает решение о взлете и как именно проходит данный процесс? Любой взлет самолета начинается с подготовки, которая проходит в течение нескольких часов. Сначала необходимо подготовить борт. Капитан по приезду в аэропорт получает карту маршрута, метеоусловия и тщательно изучает их. Это необходимо для проведения предполетных процедур, обеспечения безопасности полета. Если погодные условия неподходящие, взлет самолета будет отложен. Такое решение принимается с учетом определенных правил, ответственным за него считается КВС, но на самом деле над планированием и контролем взлета работают многие специалисты. Пассажиры редко осведомлены, что именно включает в себя подготовка. Но надо учитывать, что начинается она задолго до момента прибытия их в аэропорт.

Как происходит взлет самолета?

Сам взлет самолета – это сложный процесс, который требует сложных расчетов. Очень важно учитывать все нюансы, включая влияние ветра на полеты, климатические условия по маршруту и многое другое.
Начинать расчеты следует с определения подъемной силы, которая формируется воздушным потоком. При взлете надо учесть силу и направление ветра, особенности воздушного потока, который дует около поверхности земли и влияет на движение самолета. При взлете воздушное судно должно двигаться против ветрового потока, при этом длина разбега зависит от силы ветра и других параметров. Сегодня такие расчеты выполняются на основании специальных инструкций и компьютерных программ, что исключает ошибки.
Планируя взлет самолета, надо принимать во внимание многие факторы, включая длину взлетно-посадочной полосы, внешние условия, силу ветра. Пилот должен успеть разогнать воздушное судно до необходимой скорости отрыва, после которой остановить самолет уже не получится. При этом он не должен забывать об особенностях самого аэропорта, его расположения, господствующих тут ветрах и климатических условиях.

Взлет самолета зависит от таких факторов:
  • климатические, погодные условия;
  • протяженность полосы ВПП;
  • тип и состояние покрытия ВПП.
Погодные условия относятся к ключевым факторам, так как именно направление и скорость ветра, уровень влажности, наличие и объем осадков влияют на возможность и выбор вида взлета, возможность подъема самолета в воздух.
Взлет самолета разделяется на следующие разновидности:
  • с классическим набором скорости;
  • с тормозов;
  • при помощи дополнительных средств;
  • с вертикальным набором скорости.
Если взлет самолета осуществляется с тормозов, необходимо достижение определенного режима тяги. То есть воздушное судно сначала стоит на тормозах, но двигатели работают. С тормозов борт снимается только тогда, когда будет достигнут нужный режим. Подобный вариант используется только в том случае, если длина полосы недостаточная.
При классическом взлете используется постепенный набор тяги, при этом воздушное судно уже продвигается по полосе. Такой вариант используется чаще всего, но только при достаточной протяженности ВПП.
Взлет самолета с дополнительными средствами подразумевает использование специальных трамплинов. Обычно подобный вариант практикуется в военной авиации, когда воздушное судно взлетает с авианосцев или при определенных условиях. Подобный вариант дает возможность компенсировать нехватку длины полосы и места для набора скорости. Но для гражданской авиации подобный метод не применяется.
Вертикальный взлет самолета осуществляется только при наличии у борта специальных двигателей. Особенностью подобного способа является подъем, схожий со взлетом вертолета, то есть при отрыве от земли подъем будет плавным вертикальным, но постепенно переходящим в горизонтальный. Подобным образом взлетают самолеты ЯК-38.

Как происходит посадка самолета?

    • Посадка самолета происходит против ветрового потока. Особенности этого процесса происходят в зависимости от трех ключевых факторов, при этом решение о возможности посадки принимает только КВС. Только он может решать, подходят ли климатические условия для безопасной посадки. У каждого пилота имеются собственные условия, на принятие решения влияют следующие факторы:
    • техническое оснащение аэропорта и ВПП;
    • приспособленность аэропорта для взлета и посадки при определенных условиях;
    • огодные условия, сила и направление ветра.
    Современные самолеты считаются максимально безопасными и предназначенными для надежных полетов. Но только от квалификации пилота зависит, будет ли взлет или посадка самолета действительно безопасными. То есть человеческий фактор все равно играет очень важную роль.
    Посадка самолета обычно волнует пассажиров больше всего. Это происходит из-за того, что сам процесс сопровождается вибрациями и толчками, неприятными ощущениями при постепенной потере высоты. При касании полосы ощущается сильный толчок, который также доставляет пассажирам неудобство и может напугать. Но любая посадка самолета сопровождается такими явлениями, это вполне нормально.
    Процедура сама по себе достаточно сложная, требующая от пилота мастерства и большого опыта. Несмотря на то, что современные воздушные суда отличаются сложным электронным оснащением, на безопасность все равно влияют именно действия пилота. Посадка самолета начинается еще в воздухе, на высоте в 25 метров от поверхности полосы для больших лайнеров и 9 метров – для самолетов небольших габаритов. До того момента, как борт начнет заход на посадку, вертикальная скорость снижения и подъемная скорость крыла снижаются. Это позволяет самолету начинать снижаться, обеспечивая необходимые условия.
    Посадка самолета на полосу происходит не сразу. Первым наблюдается контакт основных стоек с поверхностью полосы, только после этого борт приземляется. Движение продолжается с полным касанием стоек и колес, скорость медленно снижается. Именно этот момент касания с первым контактом вызывает вибрацию и тряску, что может напугать пассажиров. Но на самом деле посадка самолета происходит в штатном режиме. Процесс полностью контролируется пилотом, именно он определяет, когда именно необходимо уменьшение скорости. Но тут также все зависит от внешних факторов – погоды, направления и скорости ветра.
    Посадка самолета в соответствии с определением, может разделяться на следующие виды:
    • мягкая, то есть проводимая в стандартных условиях;
    • жесткая, то есть наблюдаются какие-либо трудности, в том числе, связанные с погодными условиями;
    • вынужденная, осуществляемая при определенных условиях, связанных с неисправностью борта, погодными условиями или по другим причинам, в том числе, из-за болезни пассажира;
    • аварийная, происходящая из-за технических неисправностей, негативного влияния погодных условий и по другим причинам.
    Первый этап посадки начинается примерно в 15 м от торца полосы, последний – остановка после пробега борта по полосе. Во время подготовки проводится предпосадочное маневрирование, выпуска шасси, приведение закрылок в посадочный режим. Скорость захода воздушного судна при этом больше скорости сваливания примерно на 25%, но все зависит от конфигурации самолета и других факторов.
    Воздушная часть посадки включает в себя следующие этапы:
    • выравнивание со снижением вертикальной скорости по глиссаде;
    • выдерживание с плавным снижением и увеличением угла атаки, достаточного для касания и пробега по полосе;
    • парашютирование со снижением подъемной силы;
    • приземление, то есть контакт с поверхностью полосы.
    Первыми земли касаются основные стойки, для самолетов с хвостовыми стойками касание производится всеми тремя точками одновременно. Важно избежать такого явления, как козление или повторный отрыв, что обычно происходит при касании первыми стойками, которые расположены перед общим центром масс.

    Ограничения на взлёт и посадку в зависимости от ветровой обстановки
    Заход на посадку завершается касанием полосы, но при некоторых негативных условиях пилот может принять решение об уходе на второй круг. Обычно это наблюдается, если влияние ветра на полёты негативное.
    Основными факторами, которые оказывают влияние на посадку, являются боковая и попутная скорость ветра. Посадка допускается только в тех случаях, если эти параметры не превышают допустимые. Во всех остальных ситуациях рекомендуется уход на второй круг. Допустимая скорость будет разной для самолетов различных типов и габаритов. Решение о возможности посадки или ухода принимает пилот.
    Влияние ветра на полёты – одно из ключевых. Если скорость больше 20 метров в секунду, такой ветер считается опасным. Также опасными считаются резкие, сильные порывы, которые могут привести к аварийной ситуации.

    Сдвиг ветра и его влияние на полёты

    Еще одним ключевым показателем является сдвиг ветра, то есть изменение скорости потока между двумя определенными точками. Такой сдвиг может быть боковым, встречным или попутным. Серьезные изменения являются причиной помех полета, вызывать болтанку или аварийную ситуацию.
    Причины такого сдвига разные, от опыта пилота зависит, насколько он способен предусмотреть их и решить вопрос с безопасной посадкой. К наиболее опасным относятся сдвиги 6 м/с при высоте изменения 30 м.

    Особенности посадки самолёта при сильном боковом ветре

    Боковой ветер также может представлять опасность для полета и посадки самолета. Мощные воздушные потоки могут стать причиной отклонения от курса, появления болтанки. Чем больше скорость ветра, чем сильнее отклоняется борт от необходимого курса. Угол сноса при этом практически равен величине разворота, то есть от пилота зависит, насколько быстро он может уйти из опасной зоны.
    Боковой снос также опасен для совершения посадки. Если в районе полосы наблюдаются такие порывы, пилот может принять решение о коррекции курса, ухода на второй круг.
    Выбирайте качественные авиатренажеры! Почувствуйте себя настоящим пилотом! Подарите праздник себе и своим близким!

    Наши цифры

    2014
    Организуем полеты с 2014 года
    30+
    Среди наших партнеров более 10 аэродромов, 23 аэроклуба, три парашютные дропзоны и две аэротрубы.
    6500+
    Более 6500 клиентов летают с нами каждый год.