Что происходит с гражданской авиацией в условиях эпидемии коронавируса

В наши дни распространение коронавируса в самолете является одним из наиболее острых вопросов. Люди не перестают путешествовать, выбирая для этого наиболее комфортный и быстрый вид транспорта – воздушный. Но в салоне самолета очень трудно обеспечить необходимые условия, защитить всех пассажиров от заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. Частично с этим справляется дезинфекция самолета, но как сократить риски попадания на борт уже заболевших пассажиров и предупредить заражение здоровых?

Противовирусные меры в гражданской авиации

Объем салона даже самого большого самолета имеет ограниченную площадь, а количество пассажиров в нем достаточно большое. Кроме того, сиденья располагаются тесными рядами, то есть о дистанции речь вообще не идет. Что делать в такой ситуации? Чтобы обеспечить безопасность для всех и создать максимально возможные условия по защите, сегодня рекомендуются следующие меры:

дезинфекция самолета, проводимая несколько раз – до посадки и сразу после высадки пассажиров;
● капитальная уборка с заменой расходных материалов, используемых для обеспечения комфорта людей;
● установка новой, более совершенной системы вентиляции для салонов;
● подготовка к полетам, выявление людей с признаками заболеваний или уже зараженных еще в аэропортах до совершения посадки;
● установка в салонах HEPA-фильтров, которые удаляют до 99,95% всех посторонних частиц, переносимых с воздушными полетами;
● сокращение количества и частоты обедов, которые подаются пассажирам во время перелетов;
● соблюдение пассажирами мер по персональной защите, включая ношение масок в течение всего перелета.

Чтобы распространение коронавируса в самолете было снижено или исключено, современные авиакомпании рекомендуют людям отказаться от обедов или просто не подают их на коротких рейсах. Часто предлагаются только напитки, во время питья маску можно снять, но окружающие должны быть в средствах защиты. Объясняется это тем, что во время еды или питья человек подвергается риску заразиться или может заразить других, если он болен, но не знает об этом.

Можно ли снимать маску, находясь в туалете? При необходимости это допускается, но надо учитывать, что предыдущий посетитель также мог быть без защиты. Значит, в воздухе остается вирус, который может быть опасен для остальных. Также рекомендуется все время полета оставаться в перчатках, чтобы снизить вероятность заразиться от ручек дверей, подлокотников и других поверхностей.

Нормы безопасности и проведения дезинфекции самолетов

В соответствии с нормативами, рекомендациями ВОЗ и EASA, чтобы снизить распространение коронавируса в самолете, необходимо соблюдать определенные нормативы. Они разработаны специально для авиакомпаний, которые должны придерживаться таких директив, если они хотят продолжать предоставлять услуги в области авиаперевозок.

Перечень таких директив включает в себя следующие рекомендации:

● контроль, проверка наличия у пассажиров перед посадкой отрицательных тестов;
● тщательная дезинфекция самолета до вылета и после высадки всех людей;
● соблюдение определенных мер на борту во время полета, к примеру, это касается ношения масок, отсутствие обедов на перелетах на короткие расстояния.

Распространение вируса в самолете

Чтобы предотвратить распространение коронавируса в самолете, надо понять, какими основными путями это происходит:

● через прямое вдыхание частиц вируса, которые находятся в воздухе салона и выдыхаются уже зараженным человеком;
● через прямой контакт с потенциально зараженными телесными выделениями, обычно – это частицы слюны, кала;
● при контакте с зараженными поверхностями, на которых могли остаться частицы слюны и других телесных выделений.

Кроме того, существует еще один путь – это заражение через пылевые частицы, поступающие в салон посредством системы вентиляции. При этом стесненные условия и малый объем салона одновременно с недостаточным воздухообменом и отсутствием притока свежего воздуха значительно повышают шансы заразиться в самолете, чем при выходе из него. Поэтому одной из рекомендаций является по возможности воздержаться от воздушных путешествий, пока действуют ограничения, связанные с пандемией.

Распространение вируса и потенциальные пути заражения зависят от многих факторов. Компании, предоставляющие услуги по дезинфекции, учитывают типы поверхностей, объемы салона и особенности планировки, компоновку салона и кабины. Кроме того, надо обязательно учитывать рекомендации производителя самолета, касающиеся тех средств, которые можно использовать для уборки. Такие средства должны полностью удалять все следы вируса, при этом не повреждать изоляцию, материалы обивки и отделки салона, не вызывать коррозию. Также выбирать надо такие материалы, которые будут безопасными для членов экипажа и пассажиров.

Как дезинфицируют сегодня самолеты

Сегодня дезинфекция самолета предусматривает выполнение следующих работ:

● выполнение плановой уборки;
● профилактическая дезинфекционная обработка всех помещений, включая багажные отделения;
● дезинфекция салона до посадки экипажа и пассажиров;
● дезинфекция салона после инцидента, то есть выявления среди пассажиров заболевшего человека.

При этом процедура уборки проводится по специальному регламенту, так как важно исключить ситуацию перекрестного заражения. Поэтому используются только предварительно промаркированные инструменты и средства для уборки, салфетки и ветошь разных цветов для уборки определенных участков. Проходы обрабатываются в направлении движения спереди назад и сверху вниз. Обязательной очистке подлежат потолки, багажные полки, сиденья, боковые панели. Дезинфекция затрагивает столики, подлокотники, оборудование в кабинетах и местах постоянного нахождения стюардесс, кухни и туалеты.

При обработке кабины соблюдаются определенные условия, например, делать ее можно, если между рейсами имеется перерыв достаточной длительности. Если перерыв небольшой, дезинфекционная обработка не выполняется. Но кабина защищена от пассажирского салона, поэтому риски персонала заразиться в самолете крайне малы.

Дезинфекция салона и других помещений самолёта после инцидента

Чтобы предотвратить дальнейшее распространение коронавируса в самолете, после выявления на борту заболевшего пассажира, необходимо провести внеплановую обработку. Проводится это в разных случаях, например, у одного или нескольких пассажиров имеются симптомы простудных заболеваний, повышенная температура, кашель и иные признаки. Обработка проводится и в том случае, если один из пассажиров предварительно имел контакт с зараженным или потенциально больным человеком.

Процедура проводится аналогично обычной обработке, но если в салоне уже имеются люди, то порядок действия иной. Для этого место тщательно обрабатывается, все вещи, с которыми он имел контакт, помещаются в изолированные пакеты с надписью Bio-Hazard. Для чистки применяются адсорбирующие средства. Отходы после выноса из салона уничтожаются, в некоторых случаях происходит изъятие и уничтожение участков коврового покрытия, обивки сидений и деталей обивки. Все зараженные пассажиры выводятся отдельно от остальных, необходимо исключить их контакт с другими людьми.

После того, как все пассажиры высажены, в салоне включается усиленный режим кондиционирования воздуха. Усиленной обработке подлежат все участки салона, где зараженные пассажиры могли контактировать с поверхностями. Чаще всего рекомендуется проведение полной дезинфекции, то есть полной обработки, а не только отдельных участков. Очистке подлежат кнопки вызова, столики, окна и шторки, клавиши управления системами вентиляции и освещения. Перед тем, как начать дезинфекцию, в самолете обязательно отключается вентиляция, что обеспечивает необходимые условия для очистки поверхностей. После завершения работ, вентиляция включается на полную мощность.

Подготовка багажа

Что делать, если в самолете выявлены зараженные пассажиры? В зависимости от самолета, наличия мест, конфигурации салона и других факторов рекомендуется соблюдение таких условий:

● последние три ряда пассажирских сидений остаются свободными, они резервируются под временную карантинную зону, если в самолете будут выявлены зараженные пассажиры;
● при выявлении больного человека или с признаками инфекции необходимо его поместить в зарезервированной зоне на последнем ряду справа у окна;
● при наличии правый задний туалет также оставляется свободным от общего посещения, его держат для соблюдения карантинных нужд;
● в экипаже должен быть минимум один сотрудник, задачей которого является работа с больными.

Если зараженные пассажиры выявлены, их необходимо изолировать, предотвратить контакты с остальными людьми или экипажем. Дистанция – минимум два метра.

Дезинфицирующие средства

В соответствии с разработанной инструкцией все зараженные пассажиры должны быть обязательно изолированы от экипажа и других людей. Место, где сидели такие зараженные люди, в полете обрабатываются сразу, для чего используются безопасные дезинфицирующие средства для остальных людей. Обычно – это составы на основе пероксида водорода с большим объемом поверхностно-активных веществ. Также может использоваться этанол, но подобные средства используются аккуратно, так как относятся к потенциально опасным, легковоспламеняющимся.

Соблюдение условий по предотвращению заболеваемости в самолетах обязательное. Оно позволяет защитить экипаж и пассажиров, сократить риски заражения окружающих людей.
Выбирайте качественные авиатренажеры! Почувствуйте себя настоящим пилотом! Подарите праздник себе и своим близким!

Наши цифры

2014
Организуем полеты с 2014 года
30+
Среди наших партнеров более 10 аэродромов, 23 аэроклуба, три парашютные дропзоны и две аэротрубы.
6500+
Более 6500 клиентов летают с нами каждый год.