Top.Mail.Ru
 
+7 495-105-67-11
ТЦ «Арена Плаза» м. Динамо

Автоматизация в современной авиации — помощник, а не замена пилоту

Современная авиация активно использует автоматизированные системы, упрощающие пилотирование и повышающие безопасность полётов. Однако, несмотря на высокий уровень развития технологий, автопилот остаётся именно помощником, который облегчает работу пилота, а не заменяет его полностью.

Что делает автопилот в полёте

Автопилот — это сложная система, способная автоматически контролировать основные параметры полёта:
  • Управление направлением: автопилот корректирует курс самолёта и следит за маршрутом полёта, заданным экипажем.
  • Контроль высоты: система автоматически поддерживает заданный эшелон полёта, плавно изменяя высоту при необходимости.
  • Поддержание курса и скорости: автопилот обеспечивает точное следование запланированной траектории, регулируя скорость самолёта в зависимости от заданных параметров.

Чем отличается автоматизация Boeing и Airbus

Несмотря на общие функции, философия автоматизации у Boeing и Airbus существенно различается.
  • Boeing 737: философия «Pilot in command» Boeing придерживается подхода, согласно которому пилот всегда имеет приоритетное право управления самолётом. Автопилот в Boeing 737 разработан таким образом, чтобы пилоты могли в любой момент взять управление на себя, имея полный контроль над воздушным судном.
  • Airbus A320: концепция «Fly-by-wire» и защита от ошибок Airbus использует систему Fly-by-wire, в которой команды пилота проходят через компьютерные системы, автоматически корректирующие возможные ошибки управления. Это обеспечивает высокий уровень безопасности и защиты от потенциальных ошибок экипажа, но ограничивает непосредственное ручное управление.

Можно ли посадить самолёт полностью на автопилоте?

Автоматическая посадка — когда она используется
Существует несколько категорий автоматической посадки, которые определяются метеоусловиями и возможностями оборудования аэродрома:
  • Категория I: Минимальная видимость около 800 метров, автопилот используется для помощи в заходе на посадку, но пилот обязательно контролирует финальную стадию посадки.
  • Категория II: Видимость 300 метров и выше, позволяет автопилоту доводить самолёт до очень малой высоты, после чего пилот принимает решение о посадке.
  • Категория III (Autoland): Полностью автоматическая посадка, при которой автопилот самостоятельно доводит самолёт до касания взлётно-посадочной полосы, используется при минимальной видимости до 75 метров и менее.

Как работает система автопосадки

Автопосадка (Autoland) — это результат слаженной работы нескольких автоматизированных систем:
  • Автопилот: контролирует траекторию полёта и выравнивание перед посадкой.
  • Автотяга: автоматически регулирует скорость самолёта, поддерживая оптимальные условия для безопасного касания полосы.
  • Автоматическое управление рулением: после приземления автоматически обеспечивает управление самолётом по взлётно-посадочной полосе, удерживая его в пределах центральной линии.

В каких условиях автопилот справляется с посадкой

Эффективность системы автопосадки зависит от ряда факторов:
  • Погодные условия: Система полностью раскрывает свои преимущества в условиях сильного тумана, дождя или других неблагоприятных явлений, когда человеческий глаз не способен точно ориентироваться.
  • Инфраструктура аэропорта: Для успешной работы системы Autoland необходима специальная инфраструктура аэропорта, включая высокоточное оборудование системы захода на посадку ILS (Instrument Landing System).
  • Сертификация: Автоматическая посадка возможна только в аэропортах, сертифицированных для операций Autoland, и только на самолётах, чьи системы прошли строгие проверки и сертификацию авиационными властями.

Почему пилоты нужны даже при полной автоматике

  • Человеческий контроль — критическая роль пилота
Несмотря на высокую степень автоматизации, человеческий контроль необходим для обеспечения безопасности полётов. Пилоты постоянно мониторят работу систем и готовы моментально вмешаться, если что-то идёт не так. Эта готовность к вмешательству особенно важна в критических фазах полёта, таких как посадка.

  • Что автопилот не делает
Автопилот не способен самостоятельно оценивать и принимать решения в нестандартных или аварийных ситуациях. Он не учитывает факторы, которые выходят за рамки программного обеспечения. В таких ситуациях только пилоты могут корректно оценить обстановку, оперативно принять решение и выполнить нужные действия.

  • Отработка нештатных сценариев на тренажёре
Пилоты регулярно проходят тренировки на тренажёрах, отрабатывая нештатные и аварийные сценарии, включая отказы систем и ручной перехват управления. Такие тренировки помогают пилотам поддерживать навыки ручного управления, готовность к нестандартным ситуациям и обеспечивают высокий уровень безопасности полётов.

  • Как научиться управлять самолётом в автоматическом и ручном режиме

Обучение на профессиональных авиатренажёрах

Профессиональные тренажёры точно имитируют работу самолёта и позволяют отрабатывать различные сценарии, включая использование автопилота, автотяги и автопосадки. Это даёт возможность пилотам освоить все функции автоматических систем и почувствовать себя уверенно в их использовании.
Знакомство с системами Boeing и Airbus в симуляторе

Тренажёры дают возможность изучить различия между системами Boeing и Airbus, включая интерфейс управления, философию автоматизации и механизмы защиты от ошибок пилота. Понимание этих различий необходимо для эффективного управления разными типами воздушных судов.

Почему важно тренироваться и в автоматике, и в ручном пилотировании
Регулярные тренировки как в автоматическом, так и в ручном режимах необходимы для поддержания полного спектра навыков. Это позволяет пилоту быстро адаптироваться к любым условиям и обеспечивать максимальную безопасность полётов.

  • Заключение: автоматизация — инструмент, но не замена пилотам

Несмотря на высокую степень автоматизации в авиации, даже самый продвинутый автопилот требует постоянного контроля и участия человека.

Пилоты играют ключевую роль в обеспечении безопасности полётов, мониторинге работы систем и оперативном реагировании на любые непредвиденные ситуации.

Обучение на авиатренажёрах позволяет пилотам глубоко понять принципы работы всех систем самолёта и обрести уверенность в своих действиях как в автоматическом режиме, так и при ручном управлении.
Выбирайте качественные авиатренажеры! Почувствуйте себя настоящим пилотом! Подарите праздник себе и своим близким!

Наши цифры

2014
Организуем полеты с 2014 года
30+
Среди наших партнеров более 10 аэродромов, 23 аэроклуба, три парашютные дропзоны и две аэротрубы.
6500+
Более 6500 клиентов летают с нами каждый год.